пятница, 6 марта 2009 г.

ОБУЧЕНИЕ ВО СНЕ

Педагоги и психологи ищут новые методы овладения учебным материалом. Возьмем, например, обучение иностранным языкам с применением гипнопедии. Гипнопедия — это метод обучения во время сна. Общие принципы его таковы.
Время сна, благоприятное для усвоения сведений, поступающих извне, — это первые и последние четверти сна, так называемого поверхностного, неглубокого сна, например: 23 ч 15 мин ...0ч20мин; 4 ч 30 мин ... 5 ч 10 мин.
Перед засыпанием трижды выслушивают 5-минутный текст уро­ка, записанный ла магнитной ленте. Текст урока имеется на карточ­ке, содержащей 30 ... 40 слов и оборотов вместе с переводом.
В течение первых 45 мин сна эта же магнитная запись повто­ряется девять раз, прослушивание начинается от звука громкостью 45 дБ, а кончается шепотом (громкость 7 ... 9 дБ)* и словами: «Спи спокойно». Утром — наоборот. В течение 45 мин сна та же магнитная запись повторяегся девять раз, начиная с шепота и кон­чая звуком громкостью 45 дБ.
Большое значение, кроме громкости, имеет интонация и тембр голоса. Это должен быть приятный голос, который не надоедает,
Курс обучения состоит из 30 уроков, проводимых ежедневно либо с перерывами в один—два дня. При обучении во сие нельзя употреблять алкоголь, кофе, крепкий чай, какое, шоколад. Это —• возбуждающие средства, затрудняющие правильное засыпание.
Громкоговоритель мощностью, например, 0,25 Вт может нахо­диться на высоте головы спящего на расстоянии 0,5 ... 0,7 м. Уро­вень записи должен соответствовать интенсивности звука от 45 до 7 ... 9 дБ. Ценным дополнением к обучению во сне является утреннее повторение урока и (50,., 60)-ыинутная самопроверка в течение дня, включающая текст предыдущего и последующего урока. Каждый урок может содержать 30... 40 новых слов или оборотов.
Опыты по обучению английскому языку во время сна проводи­лись в СССР, Франции, Польше и других странах. Установлено, что для обучения во сне не играют роли ни способности, нн возраст. Необходим только хороший слух и сильное желание усвоить запро­граммированный материал. После пробуждения ученики помнят от 50 до 100% материала. После 20... 30 уроков, включающих около 1000 слов, ученики могут говорить на иностранном языке. Регулярность сна в процессе обучения является условием хороших результатов и качества знаний. К сожалению, результаты прове­денных исследований показывают также, что знания, усвоенные -во сне, весьма поверхностны и быстро забываются так же, как сны. Безусловным преимуществом гипноопедии являегся тренировка памяти. Около 35% обучающихся во сне улучшают свою память и лучше усваивают материал. Так или иначе в последнее время заинтересованность кибернетиков гипнопедией свидетельст­вует о попытках поисков новых путей или каналов передачи и за­писи информации.
Стараются использовать и иные пути. Например, на экране ос­вещаются 20 иностранных слов с переводом, которые повторяются со скоростью 70 раз в минуту в течение 6 мин. Эти слова записаны на вращающемся диапозитиве. Затем эти иностранные слова воспроиз­водятся обычными визуальным и звуковым способами. Таким об­разом, ученики могут овладеть 20 иностранными словами и семью оборотами в течение одночасового урока, однако учащиеся не долж­ны быть утомлены.
Естественный сон, который является весьма важным средством отдыха всего организма человека, должен происходить без помех. Умственным трудом следует заниматься в периоды наивысшей продуктивности отдохнувшего мозга. Это мнение многих ученых и врачей, которые утверждают, что гипнопедия вряд ли может дать хорошие результаты.
В заключение следует добавить, что устройства для обучения во сне, применяемые, например, для обучения космонавтов, состоят из аппарата для электросна, электроэнцефалографа и магнитофона, световой мигалки. Электроэнцефалограф проверяет процесс моз­говой деятельности ученика, включает или выключает электросон, а также регулирует громкость звука магнитофона. Только такой способ обучения во сне дает ожидаемые результаты.
Интересны результаты самых последних исследований Ассоциа­ции британских психологов. По их мнению, в состоянии полусна — во время засыпания и пробуждения — некоторые люди могут вос­принимать и забывать информацию. Но они считают, что обучение во снедает слабые результаты, а кроме того, очень утомляет ученика

Комментариев нет: