Педагоги и психологи ищут новые методы овладения учебным материалом. Возьмем, например, обучение иностранным языкам с применением гипнопедии. Гипнопедия — это метод обучения во время сна. Общие принципы его таковы.
Время сна, благоприятное для усвоения сведений, поступающих извне, — это первые и последние четверти сна, так называемого поверхностного, неглубокого сна, например: 23 ч 15 мин ...0ч20мин; 4 ч 30 мин ... 5 ч 10 мин.
Перед засыпанием трижды выслушивают 5-минутный текст урока, записанный ла магнитной ленте. Текст урока имеется на карточке, содержащей 30 ... 40 слов и оборотов вместе с переводом.
В течение первых 45 мин сна эта же магнитная запись повторяется девять раз, прослушивание начинается от звука громкостью 45 дБ, а кончается шепотом (громкость 7 ... 9 дБ)* и словами: «Спи спокойно». Утром — наоборот. В течение 45 мин сна та же магнитная запись повторяегся девять раз, начиная с шепота и кончая звуком громкостью 45 дБ.
Большое значение, кроме громкости, имеет интонация и тембр голоса. Это должен быть приятный голос, который не надоедает,
Курс обучения состоит из 30 уроков, проводимых ежедневно либо с перерывами в один—два дня. При обучении во сие нельзя употреблять алкоголь, кофе, крепкий чай, какое, шоколад. Это —• возбуждающие средства, затрудняющие правильное засыпание.
Громкоговоритель мощностью, например, 0,25 Вт может находиться на высоте головы спящего на расстоянии 0,5 ... 0,7 м. Уровень записи должен соответствовать интенсивности звука от 45 до 7 ... 9 дБ. Ценным дополнением к обучению во сне является утреннее повторение урока и (50,., 60)-ыинутная самопроверка в течение дня, включающая текст предыдущего и последующего урока. Каждый урок может содержать 30... 40 новых слов или оборотов.
Опыты по обучению английскому языку во время сна проводились в СССР, Франции, Польше и других странах. Установлено, что для обучения во сне не играют роли ни способности, нн возраст. Необходим только хороший слух и сильное желание усвоить запрограммированный материал. После пробуждения ученики помнят от 50 до 100% материала. После 20... 30 уроков, включающих около 1000 слов, ученики могут говорить на иностранном языке. Регулярность сна в процессе обучения является условием хороших результатов и качества знаний. К сожалению, результаты проведенных исследований показывают также, что знания, усвоенные -во сне, весьма поверхностны и быстро забываются так же, как сны. Безусловным преимуществом гипноопедии являегся тренировка памяти. Около 35% обучающихся во сне улучшают свою память и лучше усваивают материал. Так или иначе в последнее время заинтересованность кибернетиков гипнопедией свидетельствует о попытках поисков новых путей или каналов передачи и записи информации.
Стараются использовать и иные пути. Например, на экране освещаются 20 иностранных слов с переводом, которые повторяются со скоростью 70 раз в минуту в течение 6 мин. Эти слова записаны на вращающемся диапозитиве. Затем эти иностранные слова воспроизводятся обычными визуальным и звуковым способами. Таким образом, ученики могут овладеть 20 иностранными словами и семью оборотами в течение одночасового урока, однако учащиеся не должны быть утомлены.
Естественный сон, который является весьма важным средством отдыха всего организма человека, должен происходить без помех. Умственным трудом следует заниматься в периоды наивысшей продуктивности отдохнувшего мозга. Это мнение многих ученых и врачей, которые утверждают, что гипнопедия вряд ли может дать хорошие результаты.
В заключение следует добавить, что устройства для обучения во сне, применяемые, например, для обучения космонавтов, состоят из аппарата для электросна, электроэнцефалографа и магнитофона, световой мигалки. Электроэнцефалограф проверяет процесс мозговой деятельности ученика, включает или выключает электросон, а также регулирует громкость звука магнитофона. Только такой способ обучения во сне дает ожидаемые результаты.
Интересны результаты самых последних исследований Ассоциации британских психологов. По их мнению, в состоянии полусна — во время засыпания и пробуждения — некоторые люди могут воспринимать и забывать информацию. Но они считают, что обучение во снедает слабые результаты, а кроме того, очень утомляет ученика
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий